В этом посте я разберу устройство механизма 2181, это второе и самое массовое поколение камертона. Механизм разрабатывался в 1960 годах, выпущен в 1967 году. Есть несколько разновидностей, самые часто встречающиеся (218, 2180 218D, 2182) отличаются наличием даты, днем недели и 24-вым указателем.
Концепция камертона была разработана швейцарским инженером Максом Хетцелем, который начал работать в Bulova в 1950 году.
Камертонный механизм кардинально отличается от обычных кварцевых часов. Если коротко, основное отличие камертонных часов в том, что с помощью электричества создаются колебания на камертоне и с помощью двух индексных пальцев колебания превращаются во вращение индексного колеса. Во время работы часов, слышен специфичный звук (колебания камертона) и небольшой звон (работа индексного механизма). Интересно, что колебания камертона можно увидеть.
Технические характеристики:
- Частота камертона: 360Hz
- 15/13 камней
- Элемент питания: 344
- Дата (переключается моментально)
- Функция стоп секунды (3 положения заводного вала)
- Диаметр стрелок 1.40, 0.85, 0.18 мм
- Диаметр механизма 28.75
- Высота 5мм
У меня механизм из часов Citizen Hisonic. В нерабочем состоянии из-за повреждения влагой, что отличный повод полностью разобрать механизм и изучить его.
Bulova заключила соглашение с Citizen в 1960 году, переместив туда часть производства, с 1970 года началось производство механизмов. В японских версиях есть надпись в верхней части механизма «Bulova inc».
Все запчасти полностью взаимозаменяймы с механизмом с оригинальными механизмами.
Выше на фото самая необычная часть механизма, два индексных пальца и индексное колесо. Они и приводят в движения механизм, точнее преобразуют энергию вибрации камертона во вращения шестеренок, тут нет никаких магнитных роторов или статора с катушкой. На окружность индексного колеса, которая контактирует с индексными пальцами нанесены микро насечки и на концах самих пальцев прикреплены камни. Насечки на индексном колесе невероятно малы. Даже не могу представить, как в те года были изготовлены эти детали.
Иллюстрация выше из сервисного мануала. Здесь видна схема части механизма, котора приводит в движение колеса от вибрации камертона. Индексный палец с датчиком (Gage) прикреплен напрямую к одной из ножек камертона, именно этот палец разгоняет индексное колесо. Второй палец тормозит колесо в определенном положении, в котором первый палец может заново зацепиться за индексное колесо и сдвинуть его. Все это происходит очень быстро и из-за этого кажется, что секундная стрелка движется плавно без рывков, характерных для кварцевых или механических часов.
Из схемы электронной части механизма, видно что одна из катушек кроме силовой катушки состоит из катушки обратной связи. Интересный момент в том, что камертон в этом механизме и в правду работает, как эталон частоты хода часов, по аналогии кварца (с допущениями) в кварцевых часах.
Механизм предназначался для работы с источником питания 1.35В. Современные источники питания выдают 1.5В. Но в этом нет проблемы, механизм можно механически отрегулировать для работы с 1.5В-ми источниками питания.
Функция стоп секунды срабатывает при переводе стрелок, при этом электрическая часть механизма не выключается, при этом один из индексных пальцев рычагом отгибается от индексного колеса. Механизм выключается в третьем положении заводного вала.
Катушки покрыты лаком (сама намотка и выводы), тем не менее это самое слабое место в механизмне. У меня были до этого два не рабочих камертона и проблемы были в катушках. Найти рабочие детали возможно на барахолках, но рабочие катушки самые дорогие запчасти этого механизма.
Ангренаж, для снятие моста нужно отгибать два посадочных места у индексных пальцев, что является сложностью при сборке разборке, потому, что каждый раз нужно заново настраивать их положение.
В самом камертоне есть два сильных магнита под катушками, индексное колесо, винты и оси других колес, при сборке постоянно к ним магнитися и в мосту 4-ре отвертия для осей, что добавляет еще одну сложность при сборке. Собрать механизм мне удалось только под микроскопом.
Механизм с обратной стороны. Диск даты фиксирует свое положения двумя точками. На фото в районе 6-ой даты видно устройство переключения даты. На заводном вале есть деталь, которая вращается в определенном положение заводного вала и переключает дату. Дело в том, что это деталь подпружиненная и при переводе даты есть сильный щелчок.
Устройство моментальной переключение даты. Проблем с обслуживанием тут нет.
С этой стороны видны контакты для запуска электронной части механизма.
В итоге камертонные механизмы проиграли классическим кварцевым механизмам и сейчас нет современных аналогов.
Свежие комментарии