Продолжаем тему молний и Челябинского часового завода. Недавно приобрел интересный экземпляр для обзора. Да, это примерно то, что я и искал. Прибыл он мне из Болгарии. Состояние вполне типичное для советских часов таких годов — слегка облезлый корпус, акриловое стекло слегка мутное, потемневший циферблат.
А вот с чем вышла неожиданность — это состояние механизма. Сразу скажу что оно было мягко говоря не очень и это вызвано чрезвычайным износом (об этом чуть позже). И этим этот обзор будет интересен, ТК это будет хорошим показательным примером, как выглядит механизм с «большим пробегом» и я расскажу, как этот износ можно диагностировать без капитальной разборки, основываясь на наблюдениях. Сразу скажу, что состояния цапф баланса, анкерной вилки и.т.д можно проверить только при разборке.
А теперь про сам механизм, подобные механизмы (с такой же формой женевских волн и декорированием) выпускались примерно с 51 по 58 год на Челябинской часовом заводе. На этих механизмах, ставился штамп года выпуска, у меня 56 год.
Технические характеристики:
- Диаметр 36мм
- Высота 3.5мм
- 15 Камней (центральный латунный подшипник)
- Частота баланса 18 000
- Запас хода 36 часов
- Стрелки: Час 1.88 Минута 0.98 Секунда 0.25 мм
Почему-то на интернет площадках этот механизм называют «3601», Но, это не корректно, механизмы с индексом «01» — это механизмы без секундной стрелки.Возможно, это связанно с тем, что в то время еще не было цифровой маркировки.
А теперь про сам механизм, он тоньше современного 3602, детали я так понял не взаимозаменяемы, но подходят детали от Ч2З ЧК-6. Мосты украшены женевской волной как и основная плата вокруг обода баланса (на поздних версиях женевские волны только на мостах. У мостов имеются фаски) Механизм более тонкий, уменьшены вертикальные зазоры между колесами, баланс более чувствителен к вертикальному люфту.
На фото выше, красной стрелкой отмечены следы на центральном колесе, которые образовались от касания колеса заводного барабана (указан зеленой стрелкой). При заводе часов, колесо заводного барабана прижималось к центральному и вращалось, работая как абразив.
Синий стрелкой указано коронное колесо, зазор я так понял был изначально большой с завода, примерно такой-же как и на 3602.
Обратная сторона механизма, тоже покрыта декоративным узором, в ремонтуаре тоже отсутствует кнопка, вместо нее винт для извлечения заводного вала. Ремонтуар прост и надежен.
Красной стрелкой указаны следы износа, которые вызваны разбитым отверстием под верхнюю цапфу заводного барана. Это следствие долгой работы механизма без обслуживания. Эту неисправность можно было заметить без разбора механизма, при заводе часов был виден люфт, заводное колесо «гуляло» из стороны в сторону.
Кстате, еще одно отличие от 3602, все витки пружины баланса у ЧЧЗ находятся в одной плоскости в отличии от нового образца.
Но, не беда, у меня на такой случай есть «доноры».
Пример моста с износом и без.
Вот так выглядит латунный подшипник с обратной стороны. Можно заметить качество обработки деталей, для советского механизма оно очень хорошее.
При разборке механизма, очень мало следов старой смазки.
На фото выше, видим еще одни следы износа (красная стрелка). Зеленой стрелкой указано отверстие под ось минутника, к сожалению оно тоже было разбито, эта неисправность проявлялась следующим образом, при переводе времени обе стрелки смещались либо вверх либо вниз относительно центра циферблата.
Вначале я планировал собрать родной механизм используя запчасти с донора, но после «дефектовки» принял решение востанавливать донорский механизм, используя баланс с изношенного механизма.
Немного выводов: Проблемы, которые я показал в этой статье типичные для механизмов такого плана, при покупки сильно БУ экземпляров через интернет (не проверяя их вживую) можно нарваться на изношенный механизм. Как и у 3602 тут большой и тяжелый баланс и его цапфы могут легко сломаться при ударе, так же, без обслуживания они могут начать стачиваются/изнашиваться, что может привести к неравномерной точности хода часов. При желании можно найти новые запчасти для этого механизма, к примеру оси баланса.
Из плюсов, мне очень понравилось качество обработки деталей, механизм выглядит очень эстетично. При при правильной сборке и обслуживании имеет большой (относительно) запас хода, надежен (конечно при правильной эксплуатации) и прост в обслуживании.
Свежие комментарии