Долго искал интересный экземпляр часов выпущенный еще в советское время Челябинским часовым заводом а именно карманные часы «Молния» примерно 50-56 годов выпуска.
Но так получилось, что я приобрел карманную молнию на механизме 3602 примерно 70-тых годов выпуска для внутреннего рынка.
Часы в мельхиором корпусе с напылением со стальной задней крышкой. Корпус был весь гнутый с гигантскими зазорами.
У этого механизма очень много модификаций в зависимости от года выпуска. В одной из прошлых статей я жаловался на большое количество модификаций одного механизма. Но тут совершенно другая история. Поэтому в этой статье я сосредоточусь именно на варианте, который есть у меня.
На сколько я знаю, Этот механизм начально называться «3602» в 1967 году и получил 18 камней вместо 15. Этот механизм это грубо говоря эволюция механизмов ЧК-6, ЧЧЗ.
Технический характеристики:
- Диаметр 36мм
- Высота 4.65
- Запас хода 41 час (У меня часы ходят 28+/-1 час)
- Боковая секундная стрелка
- 18 камней
- точность хода +/-20 сек в сутки
- баланс 18 000
- Стрелки: 1.88 (час) x 0.98 (минуты) / 0.25мм секундная
В моем примере видим небрежную посадку мостов (винт находится не по цетру моста), на шлицах у винтах есть заметные каверны (их сделал не я). И достаточно глубокая царапина, которая кажется были оставлена еще на заводе. Присутствует логотип Челябинского часового завода (в виде маленьких часов). У мостов есть фаски (в более поздних модификаций их нет). У механизмов ЧЧЗ и ЧК 6 винт заводного барабана был установлен заподлицо в моем примере винт выпирает.
Для извлечения заводного вала, нужно отвентить винт а не нажать на «кнопку» в отличии от других советских калибров.
Хочу заметить, что качество изготовления мостов выше относительно советских наручных часов выпущенных в то же время, нету откровенных каверн.
Циферблат был установлен на клей, интересный сюрприз, но проблем со снятием циферблата у меня не возникло.
В поздних версиях к сожалению механизм немного деградировал, пропала пара камней, на мостах пропали фаски, появился винт с обратной резьбой на коронном колесе вместо двух маленьких винтов.
А теперь о недостатках этого механизма. Очевидно, что у механизма большой и тяжелый баланс и нет противоударной защиты, поэтому оси баланса ломаются часто. Я видел несколько механизмов с выбитыми камнями в анкерной вилке. Со временем может образуется большой люфт в отверстии для цапфы заводного барабана, ТК там очень нагруженное и тонкое место. Изначально на механизмах производства Челябинского часового завода очень большой люфт коронного колеса. В механизмах Ч2З такого нет.
Этот механизм очень часто используется для переоборудования в наручные часы (марьяж). Причем эта процедура простая, механизм не очень большой по сравнению с другими карманными механизмами, время переводится без кнопки и механизм хорошо смотрится в наручном корпусе. Единственная проблема в том, что циферблат придется использовать кастомный ТК заводной вал находится на 12 а не на 3.
После промывки, чистки, смазки резерв хода удивил. Часы отработали сорок пять часов и сорок минут. Весьма и весьма недурно. Масло — обычная смазка 702 для палетов баланса и камней ангренажа. Пружина — какое-то «Для высокоточных механизмов». И то, и то — синтетика. Кстати, поразил откат. До десяти оборотов. Если калибр не убит ржавчиной и «сухой» работой, если никто не ковырялся в балансе, то весьма недурён.
а какая разница, где находится вал относительно секундной стрелки? все равно он находится напротив нее. Дело, скорее, в ориентации циферблата.
это «12» на цифере находится в районе вала, а не наоборот. Я думаю, что, если поставить на этот мех цифер с секундой на «9», то «3» придется на вал. прокомментируйте, если я не прав. может я упускаю какие-то особенности механизма.
Все правильно, дело в ориентации циферблата. Есть и родные циферблаты с заводным валом на 3 часа.
U minia est takoi chas na prava sekundimetr
3602 milnia
Facebook naideno anzor amirejibi
Прошу откликнуться тех, кто знает какой толщины бывает лента заводной пружины часов, карманных, наручных.