Когда я писал обзор о seiko bellmatic я говорил, что отправлю часы в сервис и написать об этом опыте. Планы изменились поскольку у родного механизма не хватала больше запчастей чем я предпологал и я приобрел донорский механизм на 27 камнях, что бы восстановить родной механизм. По этому у меня появилась возможность снять устройство этого механизма и написать этот пост.
Первые часы seiko bellmatic 4006 7000 были представлены в 1966 году на внутреннем японском рынке, часы были на механизме 4006a с 27 камнями, это были первые в мире часы с будильником у которых ротор автоподзавода крутился на 360 градусов.
До этого наручные часы с будильником представляли:
- Eterna в 1900 году полностью, мануальный механизм для карманных часов, который был адаптирован для наручных часов.
- Vulcain Cricket в 1940 году
- Jaeger-Lecoutre в 1950 году, есть автоподзавод, но ротор автоподзавода не вращается на 360 градусов.
Сразу скажу, процесс сборки и изучения мануала показался сложным.
Вспомним технические характеристики:
- Диаметр 31.2мм, высота 7.1
- 17/27 каменей
- День недели/дата
- Центральная секундная стрелка
- Частота баланса 19 800
- Стрелки 1.50, 0.90, 0.20
В посте про белматик я говорил, что у часов не хвататет запчастей, оказалось, что нехватает очень много, удивительно, что они вообще работали. Возможно внимательные люди заметили, что у механизма не хватала храповика у заводного барабана, но часы работали но недолго. И так, у меня есть два механизма, один (17 камней) не в полном комплекте и со следами не квалифицированного ремонта, другой (27 камней) без следов вскрытия но очень загрязнен.
На фото выше две модификации одного механизма seiko 4006 один вариант на 27 камней другой на 17, разница в целых 10 каменей, ниже рассмотрим эти различия.
Под мостом автоподзавода видно два дополнительных камня, забавно но у механизмов отличается поверхность моста. У версии с 27 камней бороздки более глубокие. Видны так же воздействия влаги и небольшие следы корозии на механизме слева.
На фото выше виден храповик, который у меня отсутвовал изначально. Типичная и сейчас для сейко технология фиксации завода барабана.
На этом фото механизм с 17 камнями, тут отсутвует храповик заводного барабана.
Под колесом заводного барабана видно еще один камень (слева на фото). Тут можно похвалить инженеров seiko, потому как этот узел испытывает повышенные нагрузки и склонен к износу. Донорский механизм очень загрязненен, что неудивительно, он ко мне приехал в часах, которых была дырка в корпусе.
Еще один дополнительный камень находится вокруг оси пружины завода будильника. Итого 4 дополнительных камня.
В основной плате механизма, нет камней для осей заводных барабанов. Есть следы еще заводской смазки. На заводной пружине есть следы окислов и грязи.
В основной плате механизма с этой стороны, отличия только в обработке поверхностей.
Камень на центральном колесе есть в обоих версиях механизма.
Два моста, наглядно видны дополнительные камни.
Диски даты и дня недели у 17 каменного механизма, есть следы вскрытия и загрязнения.
Под дисками даты видно всю необычность этого механизма, В центре на фото часовое колесо (на ось этого колеса устанавливается часовая стрелка) с тремя выпирающими элементами по верх этого колеса есть еще одно колесо (блокирующее) с тремя отверстиями, которые совпадают в одном положении с выпирающими элементами на часовом колесе и часовое колесо приподнимается, освобождая рычаг для срабатывания будильника.
На фото выше (слева на право) часовое колесо, блокирующее колесо и пружинка, которая упирается в циферблат и прижимает блокирующее колесо к часовому. На этом фото наглядно видно, что в блокирующем колесе три отверстия на разном отверстии расстоянии от центра.
Под часовым колесом видно рычаг для срабатывания будильника. На фото выше механизм с 27 камнями, как видим оставшиеся 6 каменей используются, как плоскость соприкосновения с диском даты, возможно не самое рациональное использование дополнительных камней.
У 17 каменной версии под часовым колесом разницы нет. Тут лучше видно выступающий элемент на рычаге, именно этот элемент контактирует с часовым колесом и давит на него снизу. Это объесняет особенность часов, при котором часовая стрелка приподнимается во время срабатывания будильника.
Под мостом переключения даты сложная система рычагов из за трех позиционного заводного вала и привода молотка будильника.
На оси анкерного колеса, есть странное загрязнение, возможно это намотанный волос.
Состояние оси баланса 17 каменной версии механизма хорошее.
Состоянии оси баланса 27 каменной версии механизма, есть небольшая бороздка и опять же следы загрязнения.
Что в итоге, получаем, рабочую лошадку с будильником на 27 камнях. Разница этих версий механизма в двух мостах в которых установлены дополнительные камни, Причем 4 из них расположены в принципе рационально. Все запчасти взаимно заменяемы. При выборе таких часов я бы не стал выбирать принципиально 27 каменную версию механизма, но склонялся бы в ее сторону. варьируется. Сервисы часы на этом механизме принимают, не убегают как у меня было например с Bulova. Стоимость обслуживания одного только механизма варьируется от 30-40$. Из слабых сторон это возможное появление люфта в подшипнике автоподзавода, ротор здесь очень тяжелый, у меня были следы долгой работы на осях баланса и механим очень чувствителен к загрязнению и влаге, пружина будильника находится не в барабане и возможно если часы запотеют на ней может появится коррозия.
В целом очень интересный и самобытных механизм (как многие механизмы сейко 70-тых годов).
Свежие комментарии